Король умер? Да здравствует король!
Турфирмы Санкт-Петербурга провели собственное расследование
причин сегодняшнего кризиса туротрасли
18 сентября в Центральной приемной Единого Центра туризма
и образования «ИNоходец» состоялось внеочередное приватное
бизнес-заседание одноименного элит-турклуба, посвященного, естественно,
сегодняшней ситуации в туризме. Интерес был подогрет сенсационным (никому
не хотелось верить!), но уже ожидаемым заявлением о приостановлении
деятельности в сфере выездного туризма последним из крупных игроков
питерского туррынка – туроператором «Верса».
Участниками
заседания стали думающие, профессиональные и дальновидные (элита!)
руководители и владельцы турагентств и «точечных» туроператорских
компаний, планирующие не просто «выплыть, когда другие тонут», а перейти
на качественно новый уровень. Ведь, как известно, любой кризис – это не
столько катастрофа, сколько показатель несостоятельности прежних принципов
и методов ведения турбизнеса и, как следствие, новые возможности. Вот для
поиска этих самых возможностей мы, собственно, и
собрались…
Вопроса о
причинах происходящего мы немного коснулись во втором номере нашей газеты:
http://www.inoxod.com/gazeta/2-pochemu-my-plyvem-kogda-drugie-tonut, и наши партнеры согласились с тем, что ситуация вызвана целым
комплексом предпосылок и обстоятельств как объективного, так и
субъективного характера, которые «совершенно неожиданно» оказались в одном
месте в одно время. Вполне, надо сказать, закономерно…
Все они условно могут быть разделены на 5 групп
(впрочем, взаимосвязанных): - специфика самой отрасли и ее продукта
(сезонность, многосубъектность производства, динамичность отрасли,
высокоэластичный спрос, высокая конкурентность среды и т.д.);
-
несовершенство государственного регулирования и законотворчества;
-
«внешние» политические и экономические факторы (Украина, Крым, пресловутые
санкции и т.д.);
- «затяжной» и глубочайший непрофессионализм
основной массы работников, причем на всех уровнях – от руководителей
высшего звена до рядовых продавцов (от неграмотного
менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента до практически
полного отсутствия основной профессиональной
компетенции - умения обслуживать туриста, что внесло
огромный вклад в «подсадку» отрасли на демпинг. А ведь приглашаешь на
действительно качественное обучение – «нам ничего не надо, мы …дцать лет в
туризме, у нас все хорошо!»);
- умышленные мошеннические действия
руководителей некоторых турпредприятий;
- умышленные действия
руководителей некоторых турпредприятий с целью получения дополнительной
прибыли, напрямую не связанные с криминалом.
Некоторые
факторы (экономическая ситуация, политические санкции, неграмотные законы
и т.д.) практически не контролируются «рядовыми» турпредприятиями и могут
быть лишь учтены в нашей деятельности. Зато другие, такие как
совершенствование, повышение мастерства и профессионализма, находятся
полностью в нашей компетенции, и, по мнению собравшихся, это – одна из
основных причин нынешней ситуации и, как следствие, один из главных путей
вывода отрасли из кризиса. Больше всего вопросов и обсуждений
вызвала именно последняя группа факторов. Так, в процессе обсуждения
выяснилось, что многие туроператоры пытались «прокручивать» полученные от
туристов деньги, вкладывая их в банки и различные инвестиционные проекты,
по определению весьма рискованные. В погоне за прибылью оплата услуг
поставщиков нередко производилась за счет привлеченных кредитных средств.
При этом, учитывая отсутствие у большинства необходимых знаний в области
финансового и инвестиционного менеджмента, известный и правильный тезис
«деньги должны работать» превратился в банальную пирамиду, которая
непременно должна была рухнуть. Принимающую сторону при этом, естественно,
«кормили завтраками», оплачивая услуги либо в последний момент, либо
постфактум, а то и вообще не оплачивая, нанося тем самым огромный ущерб
имиджу российской туриндустрии в целом… Пара интересных фактов «из
жизни «Невы»: около 30% их клиентов – сотрудники полиции и спецслужб,
которые подпали под санкции, а почти все руководители фирм-«покойников»
когда-то работали в «Неве». Вот такая школа… На некоторые вопросы,
впрочем, так и не смог ответить даже наш коллективный разум. Например,
почему уставной капитал страховой компании «Европейское туристическое
страхование», якобы специализирующейся именно на туризме, составляет всего
120 млн. руб., а «Военно-страховой компании», страхующей всех, вся и ото
всего, - 7,8 млрд. рублей? И почему, например, питерское отделение
«Пегаса» застраховано именно в первой, а не во второй из них? Почему «ВСК»
его не страхует? И, как следствие, следующий вопрос – почему основная
масса «покойников» - именно в Санкт-Петербурге? И все-таки. Несмотря на
то, что найти ответы мы смогли далеко не на все возникающие в данной
ситуации вопросы, нам удалось выработать вполне жизнеспособную
стратегию не только выхода из сегодняшнего кризиса, но и
использования его в своих «корыстных» целях и перехода на качественно
новый уровень…
|