Король
умер? Да здравствует король!
Турфирмы Санкт-Петербурга
провели собственное расследование причин сегодняшнего кризиса
туротрасли
18 сентября в Центральной приемной Единого Центра туризма и
образования «ИNоходец» состоялось
внеочередное приватное бизнес-заседание одноименного элит-турклуба,
посвященного, естественно, сегодняшней ситуации в туризме. Интерес был
подогрет сенсационным (никому не хотелось верить!), но уже ожидаемым
заявлением о приостановлении деятельности в сфере выездного
туризма последним из крупных игроков питерского туррынка – туроператором
«Верса».
Участниками заседания стали думающие, профессиональные и
дальновидные (элита!) руководители и владельцы турагентств и «точечных»
туроператорских компаний, планирующие не просто «выплыть, когда другие
тонут», а перейти на качественно новый уровень. Ведь, как известно,
любой кризис – это не столько катастрофа, сколько показатель
несостоятельности прежних принципов и методов ведения турбизнеса и, как
следствие, новые возможности. Вот для поиска этих самых возможностей мы,
собственно, и собрались…
Вопроса о причинах происходящего мы немного коснулись во втором
номере нашей газеты: http://www.inoxod.com/gazeta/2-pochemu-my-plyvem-kogda-drugie-tonut,
и наши партнеры согласились с тем, что ситуация вызвана целым комплексом
предпосылок и обстоятельств как объективного, так и субъективного
характера, которые «совершенно неожиданно» оказались в одном месте в
одно время. Вполне, надо сказать, закономерно…
Все они условно могут быть разделены на 5 групп (впрочем,
взаимосвязанных):
- специфика самой отрасли и
ее продукта (сезонность, многосубъектность производства, динамичность
отрасли, высокоэластичный спрос, высокая конкурентность среды и
т.д.);
- несовершенство
государственного регулирования и законотворчества;
- «внешние» политические и
экономические факторы (Украина, Крым, пресловутые санкции и
т.д.);
- «затяжной» и глубочайший
непрофессионализм основной массы работников, причем на всех уровнях – от
руководителей высшего звена до рядовых продавцов (от неграмотного
менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента до практически
полного отсутствия основной профессиональной компетенции - умения
обслуживать туриста, что внесло огромный вклад в «подсадку» отрасли на
демпинг. А ведь приглашаешь на действительно качественное обучение –
«нам ничего не надо, мы …дцать лет в туризме, у нас все
хорошо!»);
- умышленные мошеннические
действия руководителей некоторых турпредприятий;
- умышленные действия
руководителей некоторых турпредприятий с целью получения дополнительной
прибыли, напрямую не связанные с криминалом.
Некоторые факторы (экономическая ситуация, политические санкции,
неграмотные законы и т.д.) практически не контролируются «рядовыми»
турпредприятиями и могут быть лишь учтены в нашей деятельности. Зато
другие, такие как совершенствование, повышение мастерства и
профессионализма, находятся полностью в нашей компетенции, и, по мнению
собравшихся, это – одна из основных причин нынешней ситуации и, как
следствие, один из главных путей вывода отрасли из
кризиса.
Больше всего вопросов и обсуждений вызвала именно последняя
группа факторов. Так, в процессе обсуждения выяснилось, что многие
туроператоры пытались «прокручивать» полученные от туристов деньги,
вкладывая их в банки и различные инвестиционные проекты, по определению
весьма рискованные. В погоне за прибылью оплата услуг поставщиков
нередко производилась за счет привлеченных кредитных средств. При этом,
учитывая отсутствие у большинства необходимых знаний в области
финансового и инвестиционного менеджмента, известный и правильный тезис
«деньги должны работать» превратился в банальную пирамиду, которая
непременно должна была рухнуть. Принимающую сторону при этом,
естественно, «кормили завтраками», оплачивая услуги либо в последний
момент, либо постфактум, а то и вообще не оплачивая, нанося тем самым
огромный ущерб имиджу российской туриндустрии в целом…
Пара интересных фактов «из
жизни «Невы»: около 30% их клиентов – сотрудники полиции и спецслужб,
которые подпали под санкции, а почти все руководители фирм-«покойников»
когда-то работали в «Неве». Вот такая школа…
На некоторые вопросы,
впрочем, так и не смог ответить даже наш коллективный разум. Например,
почему уставной капитал страховой компании «Европейское туристическое
страхование», якобы специализирующейся именно на туризме, составляет
всего 120 млн. руб., а «Военно-страховой компании», страхующей всех, вся
и ото всего, - 7,8 млрд. рублей? И почему, например, питерское отделение
«Пегаса» застраховано именно в первой, а не во второй из них? Почему
«ВСК» его не страхует?
И, как следствие, следующий
вопрос – почему основная масса «покойников» - именно в
Санкт-Петербурге?
И все-таки. Несмотря на то,
что найти ответы мы смогли далеко не на все возникающие в данной
ситуации вопросы, нам удалось выработать вполне жизнеспособную
стратегию не только выхода из сегодняшнего кризиса, но и
использования его в своих «корыстных» целях и перехода на качественно
новый уровень…