В
Петербурге обсудили проблемы развития яхтенного туризма.
На днях в Мариинском дворце состоялось заседание
профильной комиссии по туриндустрии Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, в рамках которого обсуждались проблемы развития водного
туристского маршрута Санкт-Петербург - Москва, пути их решения,
перспективы развития яхтенного туризма.
В дискуссии приняли участие представители Закса,
Правительства Санкт-Петербурга, ФГУ «Администрация морского порта «Большой
порт Санкт-Петербурга», Российского союза туриндустрии, Российского
географического общества, Ассоциации владельцев пассажирских судов
Санкт-Петербурга, капитаны-командоры яхт-клубов города, администраций
Тверской, Ленинградской и Новгородской областей.
Председатель
профильной комиссии по туристской индустрии Законодательного собрания
Санкт-Петербурга Андрей Черных заявил, что Санкт-Петербург самый
подготовленный город для развития яхтенного туризма, включая прием яхт
разного водоизмещения и под иностранными флагами. По его словам, водный
маршрут сообщением Санкт-Петербург – Москва является очень
перспективным направлением, и сейчас необходимо многое сделать для того,
чтобы он приносил реальные дивиденды в бюджеты прилежащих территорий.
Тем более что данный маршрут
очень интересен для иностранных туристов. Сегодня количество туристов,
прибывающих в Петербург или отбывающих из него на речных круизных судах,
составляет примерно 700-750 судозаходов. Численность иностранных туристов
– 120-140 тыс. человек, российских – 150-180 тыс. человек. Всего около
260-320 тыс. человек.
Вице-президент РСТ Сергей Корнеев
поделился некоторыми соображениями, которые убеждают в перспективности
развития яхтинга. Во-первых, это международный подъем. Скандинавия,
Польша, Германия сейчас делают ставку на развитие водного туризма, что
послужило толчком к развитию инфраструктуры прибрежных территорий,
созданию новых рабочих мест. Этому способствует поддержка и дотации на
государственном уровне. У нас, как известно, в настоящее время идет
рассмотрение проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации”» (о разграничении
полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в
области государственного регулирования туристской деятельности). Также до
2012 года все субъекты РФ должны будут разработать и представить свои
планы территориального зонирования, где структуру водного туризма имеет
смысл прописать особенно тщательно. Если это сделать сейчас, то процесс
государственного и местного регулирования в этой сфере, с появлением
определенных полномочий значительно упростится. Во-вторых, огромный
потенциал Северо-Западного региона и популярность маршрута Санкт-Петербург
– Москва. Однако, его еще необходимо связать с достопримечательностями и
инфраструктурой. И третье – огромный московский рынок, плюс достаточная
раскрученность маршрута у иностранных туристов, путешествующих на речных
круизах. Для яхтсменов всех стран нужно три вещи: понимание правил,
безопасность и четкая информация.
Эксперт РСТ по яхтенному туризму Сергей Акуленко
подробно осветил основные проблемы развития яхтенного туристического
маршрута Москва – Санкт-Петербург.
Первое – это то, что без должного уровня
навигационно-гидрографического обеспечения водные пути не могут быть
привлекательными для яхтенного туризма. Картографический материал
устаревает и на навигационных морских картах по несудоходным акваториям,
активно эксплуатирующиеся маломерным флотом, представлена информация
1930-х–1980-х гг. Дорогие яхты
не будут получать страховок при навигационных происшествиях на
необорудованных навигационными знаками акваториях. Таким образом,
необходима целевая
государственная программа по навигационно-гидрографическому
обеспечению маршрута. При
наличии актуальной гидрографической информации возможно будет оценить
целесообразность развития акваторий в интересах водного туризма, перспективы развития соответствующей береговой
инфраструктуры в зависимости от условий подходных фарватеров и затрат на дноуглубление,
берегообразование, гидротехническое и причальное строительство.
Как известно, благодаря усилиям Всероссийской
федерации парусного спорта (ВФПС), Министерства транспорта РФ и комитета
Госдумы по транспорту рассматривается принятие поправок в Кодекс
внутреннего водного транспорта Российской Федерации для упрощение
процедуры получения разрешения для плавания маломерных судов под
иностранным флагом в спортивных, культурных и прогулочных
целях.
По мнению Сергея Акуленко, на первом этапе можно
начать разработку и реализацию программы привлечения к водному маршруту Москва –
Санкт-Петербург отечественных яхтенных туристов. Наибольшее количество
владельцев маломерного флота наблюдается в моторных катерах до 10-12
метров. В большинстве случаев шкипером на данных лодках является сам
владелец, поэтому он не является профессиональным судоводителем и ему
требуется квалифицированная помощь при переходе на большие расстояния по
внутренним водным путям, а также первичный сервис: заправка топливом и
водой.
Для привлечения данной категории яхтсменов
требуется детальная проработка водного маршрута Москва – Санкт-Петербург.
Выпуск специальной лоции (рекомендаций) для владельцев яхт с подробным
описанием условий прохождения маршрута, т.к. условия судоходства на
Волго-Балтийском водном пути отличаются крайней сложностью. Выпуск
информационного буклета об историко-культурных достопримечательностях на
маршруте. Опыт, полученный при работе с привлечением отечественных
яхтсменов, позволит подготовить организационную и нормативно-правовую базу
для привлечения яхт под иностранным флагом.
По мнению Сергея Акуленко, без комплексного
маркетингового исследования потенциала и прогнозирования развития системы
водных туристских маршрутов (основной маршрут Москва – Санкт-Петербург и
прилегающие к нему остальные водные маршруты) не обойтись. Исследование
поможет сформировать информационную основу для принятия стратегических
решений в области развития системы яхтенных маршрутов и по развитию данной
отрасли в целом, имеющей большое значение для туристской индустрии. Среди
его важных направлений: анализ правовой базы судоходства маломерного флота
(яхт) по внутренним водным путям РФ, системы безопасности плавания
маломерного флота (яхт) по внутренним водным путям РФ, развития
безопасного и экологически чистого яхтенно- катерного туризма, а также
разработка рекомендации по созданию инфраструктуры, необходимой для
развития яхтинга в регионах с учетом прогнозов.
Несколько штрихов к данному обзору
добавила исполнительный директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова. По ее словам
необходима государственная поддержка в организации яхтенно-катерных
топливных заправок, которые работают сезонно и как бизнес – не
рентабельны; прозрачная система землеотвода под строительство марин;
разработка стандартов качества обслуживания, начиная от услуг по швартовке
и заканчивая туристскими программами; продвижение и система
информирования, как о самих маринах, так и близлежащих к ним
туробъектах.
По мнению и.о. председателя комитета по
туризму, курортам и международным связям Тверской области Виктора Боганова
необходимо разработать концепцию водного маршрута Санкт-Петербург –
Москва, как межрегионального турпродукта, а дальше подписать соглашение
между областями. Сегодня
важно наладить взаимодействие между регионами Северо-Запада (Петрозаводск,
Архангельск, Вологда), а также Тверской областью и Комитетом по туризму
Правительства Москвы, нужно скоординировать действия, создавать новые
маршруты.
По итогам выступлений, Сергей Корнеев выделил ряд
ближайших мер по адаптации маршрута Санкт-Петербург – Москва к яхтингу.
Это - разработка пакета подзаконных нормативных актов, регламентирующих и
упрощающих судоходство для маломерных судов, в т.ч. под иностранным
флагом, путеводителя по маршруту, его диспетчеризация для яхт, создание по
маршруту системы ориентирующей информации (установка новых навигационных
береговых и плавучих знаков по пути следования яхт), территориальное
зонирование, организация регаты по данному маршруту.
Члены комиссии решили создать
межрегиональную рабочую группу, в состав которой войдут представители
законодательных и исполнительных органов государственной власти
указанных выше регионов, специалисты. Рабочей группе необходимо до
сентября 2011 года подготовить предложения по развитию инфраструктуры,
необходимым маркетинговым исследованиям в социальной сфере, а также
инженерно-гидротехническим, навигационно-гидрографическим и
топографическим исследованиям, касающихся внутренних водных путей.
По
словам Андрея Черныха, Комиссия продолжит работу по подготовке
законодательной инициативы о поддержке принятия Федерального закона "О
внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта
Российской Федерации" (о порядке плавания спортивных и прогулочных судов
под флагом иностранного государства).
Пресс-служба СЗРО РСТ.